А он еще летит

Ставить в театре "Синей птицы" Метерлинка - рискованное решение. Не все равно, что "Гамлет", но так ли так все вспоминают историческую постановку Станиславского. Ставить его с самодеятельными актерами - вдвое рискованно. То, что произошло на днях в Молодом театре, было обречено на тройной риск: на все роли, кроме двух, были приглашены тридцать пять воспитанников учебного заведения с таким полным названием: "Киевская средняя школа-интернат №21 для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, с психоневрологиними заболеваниями".

"Синяя птица" в Молодом театре - не только трогательная общественная акция, хотя это также. Главное - это полноценный художественный проект, который не требует дополнительных аргументов. Другое дело, что инструментарий, с помощью которого транслируется "мессидж", не совсем обычный. Вряд ли можно ожидать, что вчерашние беспризорные за три месяца репетиций овладеют сценическую речь и сценическое движение. Режиссер Євген Курман, чья "Русалочка" в этом году получила кучу "Золотых Пекторалей", осознал проблему и принципиально пытался использовать закутисть непрофессиональных актеров, их демонстративную и декламативну манеру как отдельный средство.

История двух детей, которые отправились на поиск счастья в сопровождении домашних духов (смесь европейского христианства и восточного анимизма), неожиданно "пробивает". Не только потому, что не все помнят текст Метерлинка, не только потому, что на сцене братик и сестричка общаются с любящими мамой и папой, а мы помним, что в жизни именно они именно этого лишены. Нет, пожалуй, дети способны передать свой весьма специфический жизненный опыт в способ, механизм которого обычный театральный посетитель даже не осознает. Хотя за всеми профессиональными компонентами все сделано "по-взрослому": декорации и костюмы Ирины Горшковой, поддержка взрослых актеров Анны Розстальнои и Александра Бессмертного, хореография, музыка, свет. Это не самодеятельность. Некий новый опыт, интересный именно с точки зрения дополнительных возможностей для театра...

Говорят, в некоторых западных странах феминизм уже не модный. Так же, как и движение "зеленых". Устали. Теперь времени на помощь инвалидам, дислектикам, аутистам и просто социальным аутсайдерам, всем, кого называют деликатным словом handicapped - людям, которые нуждаются в дополнительных усилий, чтобы быть конкурентоспособными в суспилсьстви свободной конкуренции. Нас это пока не касается. Непонятно на что рассчитывали молодые энтузиасты из фонда "Искусство, наука и культура", которые выпускали спектакль. Вряд ли общество опомнится от лирической представления, если его не шокируют молодежи нищие на центральных улицах: " - Дядя, дай дєсять капєєк".

Кстати, дети с 21-го киевского интерната общались на сцене образцовой на русском.