Gay man - Ройтбурд

Все мужчины бисексуалы - это доказано наукой. Некоторые агрессивные к геям - и этим самым стремятся оградить себя от атаки своей же ян-энергии. А некоторые не боятся признать в себе любовь к своему же мужского. Александр Ройтбурд посвятил этой теме часть творчества и назвал серию "Гей-готика". Несколько картин из нее, а также новые сюжеты представляются на персональной выставке Александра Ройтбурда в галерее "Ателье Карась". И наблюдать Ройтбурдське толкование мужского и женского начал можно до 21 февраля. А дискутировать на эту тему - без конца.

Ройтбурд - харизматическая личность. Он "умудряется" создавать вокруг себя эпатаж, тогда как для этого ему достаточно просто быть. Его квартира подвергалась обыска по подозрению в убийстве художника-концептуалиста Игоря Чацкина, его картины снимали с выставки Музея западного и восточного искусства из цензурных соображений, при этом как другие в заокеанских музеях стоят рядом с работами Энди Уорхола, Йозефа Бойса, Пабло Пикассо. Он воюет с ортодоксами традиционного искусства и спорит с радикалами современного арта, нежит поэтов-маргиналов и братается с ди-джеями и МС. Словом, разворачивает свою натуру на всю и таких людей успех находит уже сам. Не удивительно, что так произошло в случае с 49 Венецианским б'єнале. Пока Ройтбурду не сказали, кто сидит у него на кухне в Бруклинской квартире (тогда художник думал, что Нью-Йорк станет для него ПМЖ), Александр воспринимал "немца из Италии" "неким типом с сомнительными проектами". Ройтбурд не мог и представить, что международное признание пришло к нему в лице куратора центрального проекта Харальда Зеемана (напомню, что в прошлом году видео "Психоделическое вторжения броненосца "Потемкин" в тавтологийний галлюциноз Сергея Эйзенштейна" успешно "транслировалось" на самом престижном вернисаже современного искусства).

Теперь к нашим баранам - до выставки в галерее "Ателье Карась". Больше половины работ художника представляются впервые. В его картинах причудливо сочетаются низкое и божественное, непристойность и пуританство, уродство с эстетизмом, брэд с философией. А на самом деле, как заметил коллега-друг Ройтбурда - Сергей Ануфриев, картины находятся на грани сознательного, подсознательного и бессознательного человека. То, что в голове художника, - изобразить невозможно, а то, что зритель видит, - нечто новое. И между ними находится трагическая невозможность изобразить внутренние ощущения внешними материалами - это и есть те чувства, которые вызывают картины.

Несмотря на то, что в Ройтбурдивських мужчин председатель может расти сразу от насадки ("Чертог наблюдений", 2001 г.) или вместо языка быть мужской половой орган или вместо этого же органа - лицо (из цикла "Гей-готика", 1998 г.), внимание художника сосредоточена не на почве телесного наслаждения, а на первозданной природе человека. Никуда не денешься от того, что человек создан с мужским и женским началами в одном "Я". От себя не убежишь, а фаллос - символ и фаллос - порно - это разные вещи. И зрителям на это, в принципе, стоит учитывать.