Как выживает Музей...

Для музеев сегодня - не лучшие времена. Они немодные, бедные и самоокупаються из них единицы. Остальные же обречены на жалкое существование" или на покровительство чуть более богатых и немного модных мест. Так, например, не Театральный музей "поднимает" Театр, а театр принял под свое крыло музейное искусство. Под конец сезона посетители театра русской драмы им. Леси Украинки имели возможность познакомиться с экспонатами уникальной выставки, посвященной 85-летию известного художника и сценографа Даниила Лидера. Известно, что более 20 лет Лидер был главным художником театра им. Ивана Франко. В театре им. Леси Украинки Даниил Данилович также оставил свое наследство - небольшую (сценография до 6 спектаклей), но с крепкими и плодородными ростками - здесь работали и работают его ученики. Поэтому выставка "Лидер и его ученики в спектаклях театра им. Леси Украинки. Избранное." гармонично и логично вписался в интерьер театра.

Карьера Даниила Лидера как театрального художника началась из спектакля "Маскарад" по Лермонтову. И сразу, тогда еще с неоконченным образованием, он был назначен главным художником. Показательно, что потом, где бы Лидер не работал, должность главного художника за ним прочно закрепилась. (Благо, его талант "мыслить пространством" признавался современниками и жаль, что следующие поколения все меньше и меньше могут это оценить.) В театре им. Леси Украинки Лидер в разное время делал оформление таким спектаклям, как "Чудная миссис Сэвидж" за Патриком, "В день свадьбы" за Розовым, "Вишневый сад" Чехова и другим. Но основной вклад "Лидеровськои эстетики" в историю театра сделали более десяти его учеников. Среди них Мария Левицкая (сегодня главный художник Национального Театра оперы и балета), Алексей Вакарчук (одна из последних его сценографий - к спектаклю "Невероятный бал" в постановке Аллой Рубиною), Несмиянов в разное время работал над "Банковские служащие ужасно темпераментные", "Тайны Мадридского двора" и т.д. Сергей Маслобойщиков хотя и не является непосредственным учеником Лидера, но считает себя таким, ведь также "заражен этим сценическим мировоззрением". Сценографии Маслобойщикова к спектаклям "Месть по-итальянски" и "Блоха в ухе" настолько действующие и ассоциативные, насколько "завещал" Лидер. Приятно, что художники-ученики быстро откликнулись и сами предоставили материалы. Широко известный сегодня Борис Краснов (на фото) направил свои эскизы оформления и костюмов. Андрей Александрович-Дочевський (ныне главный художник театра им. Франко) представил свои работы до постановки "Дама с камелиями", которая была осуществлена на сцене театра им. Леси Украинки в 1991 году Романом Виктюком.

Похвала театра, что он занимается музейными экспонатами и не позволяет им засохнуть". Но от этого и сам получает плюсы: история театра, которая уходит в небытие, остается на стенах. Спектакли, режиссеры, актеры - и театр рассказывает о себе и в фойе. Так что, возможно, это - выгодный выход для обеих сторон.