Кипучий "Майский"

Полным ходом идет театральный фестиваль городов-побратимов "Киев Майский 2002", что полноценно начался 16 числа. Собой он предшествует и разогревает праздничное настроение для массового празднования Дня Киева. Представления гостей из-за границы обогащают театральным опытом не только разнообразные киевские площадки, но и украинского зрителя, делая его еще более требовательным к собственному украинского театра.

Театральная жизнь кипит на больших и малых столичных сценах. Ежедневно показываются по 2-3-4-5 спектаклей, и просто физически невозможно постичь все одному человеку. Но это и не является целью: фестиваль можно считать успешным, если каждый зритель получил свое, нашел в программе то, что приходится до сердца, близкий мировосприятию. Поэтому с этой причине разнообразие жанров никоим образом не сужается. Кроме театрального искусства можно видеть балет, слушать классическую музыку, посетить выставку (в Центре современного искусства проект "Фото Виткаци"). Танец прежде всего представлен двумя балетными труппами - Российским Имперским балетом и Грузинским Национальным балетом (23.05 во Дворце "Украина"). Из национального - в этом году киевляне могли видеть танцы Индии, которые привезла группа "Ganesha Natyalaya". Среди театральных постановок - также выбор на разные вкусы. Есть спектакли, которые легко понимаются - прозрачные и ясные (не следует понимать "банальные"). Из таких представлений ярким впечатлением стала постановка Вильнюсского Малого Драматического театра, осуществлена Туминасом по произведению Лермонтова "Маскарад" (подробнее о ней - в отдельной статье). Не забыт и экспериментальный театр. Его современное понимание - как всегда, сразу неразгаданное и своеобразное - явил Польский театр им. С. Виткевича спектаклем по Дзюком "Курица водная". А с жанром кабаре, который пока что в Украине не имеет должного развития, зритель мог познакомиться на перфомансе этого же театра "Sonata b".

Несмотря на то, что среди участников "Киева Майского" есть коллективы с мировым именем, ценовая политика фестиваля способствует тому, чтобы спектакля могло увидеть как можно больше народу. Стоимость билетов на основную часть спектаклей удерживается в пределах ежедневной стоимости наших театров, встречаются представления и со свободным входом, а на нынешнего "гед-лайнера" - Театр Анни Жирардо (25-26 .05 в театре им. Франко) - администрация фестиваля пообещала проход по 25-80 гривен.

Для некоторых зрителей участие в фестивале коллективов из разных стран волей-неволей может вызвать языковой барьер. Но это не составляет проблемы: на спектаклях выдаются наушники, так что без понимания никто не остается. Хотя нет, иногда и такие. Например, спектакль по Жиаффери "Я люблю народ и обожаю картошку". За реакцией после окончания было видно, что слова в программке "совместная украинско-французский спектакль" сбили с толку и никак не подготовили к французской без перевода. Но и на языке оригинала основная публика поняла, к тому же интересно часок побыть в настоящий французской семье и увидеть, "чем они дышат".

Но наибольший успех и понимание обречены, так сказать, "фестивальные спектакли". Это те спектакли, которые не нуждаются в языкового перевода, потому что говорят не словами, а движением, звуком, светом и еще "потому что' знает чем", что по природе своей является интернациональным. Ожидается, что одной из таких является пьеса Аристофана "Облака" Ереванского Молодежного Театра. По большому счету, успех некоторых постановок обязан проблеска именно такого "фестивального стиля" (в частности, спектакль "Маскарад" - своей "асловесний" просичености). К сожалению, украинская сцена небогатая подобные постановки. Помнится, разве что, "Женитьба" Андрея Жолдака, где текст не несет смысловой нагрузки. Итак, фестиваль играет и в этом отношении значительную роль - мы получаем мировые примеры "безперекладнои театральности", а следовательно учимся "интернациональном театра".