Конкретика глубокой философии

Пришел послушать о книгах, а изумился танцем. Так произошло на награждении нынешнего конкурса "Книга года- 2001". Тогда "розбавлювачем" официальной части был театро-танцевальный дуэт бритих наголо Максима и Руслана. И на самом деле они оказались едва ли не единственными, кто был достоин гдядацькои внимания. К сожалению, тусовка участников-книжников-издателей повела себя слишком вузьколобно, цикавившись своими и особенно чужими наградами, мало замечая реальное искусство. Ребята отнеслись к этому философски. Однако, именно этом один из них - Руслан Сантах - посвятил первую представление собственного проекта физикл-театра "Контакт". Второго апреля в "Метрополитен-холл" на Прорезной состоялась премьера спектакля.

Руслан Сантах много искал себя в творчестве и жизни. Учился и стажировался в отечественных и европейских мастеров, воспитывался в восточных гуру - и в конечном итоге пришел к буддизму. Этим и пропитан жизни Руслана, этим притягивает его творчество. Его спектакль "Бардо этой жизни для обычных существ" с одной стороны говорит о конкретных вещах, с другой же - отправляет человеческое сознание в заоблачную даль буддистской философии. Человек умирает и попадает в промижковий состояние между смертью и последующим рождением (Бардо смерти). Душа мечется, ведь совсем не готова к этому. Затем приходит время ее следующего рождения (Бардо жизни) и человек появляется на этот мир чистой, без прошлых ошибок. На этой земле он познает мир но, увлекаясь своими мечтами, иллюзиями, привыкает тратить свое короткое время жизни на ненужные ключи. За это земное, швидкоплинуче она борется, страдает и в конце концов снова подходит к смерти обнаженной - без духовных и вечным ценностям. И так может продолжаться до тех пор, пока человек не начнет интересовать истинная природа вещей.

Естественно, что для изображения такой темы нужна соответствующая система танца - Руслан изобразил это физикл-театром. Весь секрет в том, что действие рождается прямо на глазах зрителей и большой процент действа - контактная импровизация, побудавана на безошибочном ощущении себя и партнера. Внешне все как будто танец базируется на "расхлябаности" с различными вариантами опрокидывания, качание и перевалке, что напоминает киношные съемки, когда актеры дерутся, летают, толкают друг друга - на самом же деле не касаясь. Танец Руслана Сантаха - это такое владение телом, когда актер не садится, а проваливается (словно фонтан, которому перекрыли воду). А если актер встает с пола, то это - не подъем, а моментальный взлет, произрастания. Танцуют как все тело, так и отдельные его части, не вовлекая в движение другие. И такое виртуозное и сверхъестественное владения собственным телом позволяет превращаться человеку в другое существо, предмет, изображать новорожденных, беспомощных калек, сумасшедших или приобретать вообще некоего нематериального образа. Непринужденный стиль танца создает особое чувство: кажется, актеры не работают, а создают вид, играют в театр. И это усиливает впечатление настолько, что порой вызывает ужасное ощущение, неуловимую моторошнисть. Почему. В расхлябаности тел отсутствует театральность, которая отгораживает зрителя от действа. Ты становишься непосредственным участником действий, чувствуешь на себе вину за все.

Своеобразный новаторский танец Руслана Сантаха катастрофически редко можно наблюдать на сценах Киева. Больше возможности познакомиться с ним на подобных акциях "Книжке года". Но там вряд ли нужны такие спектакли, как "Бардо", где людям воочию будет показана их обнаженная сущность.