Спектакль, похожий на город

Казалось бы, постановок истории Жанны д'арк существует достаточно. И поразить нечто трудно. Только в киевских театрах их несколько вариантов, не принимая во внимание кино. Но та, которую привез на фестиваль "Киев Майский" Молодежный Театр на Фонтанке была интересна по-своему. Спектакль "Жаворонок" по Жану Аную оставила впечатление настоящего искусства - внутренне утонченного, внешне же - без роскоши. И, кажется, это объясняется просто: это Вам не Москва, а Санкт-Петербург.

Как и водится среди добротных театральных постановок, не все сразу поддается пониманию. Как и бывает в интересных спектаклях, основные моменты прописаны символично и четко. Жанна (Регина Щукина) с детства привыкла к подмигиваний, к непониманию, и для нее бороться было конечно, возможно, даже, життєвонеобхидно. Она могла сомневаться в разговоре с собой(с голосами), но была уверена, когда люди подвергали сомнению ее убеждения. Смыслом существования девушки была идея борьбы, которая ее уничтожила и преподнесла. И эту идею было благословенно Сверху: когда человек захотел овладеть девственницей, какой неземной силой его просто отбросило от нее. Ореол божественного назначения охранял Жанну, а Жанна - оберегала его.

Казалось, время от времени спектакль лепился с гравюр: актеры играют-играют - раз: застыли, словно запечатлелись - картинкой отошли в историю. Сценическое решение сожжение Жанны было таким, словно сами люди обрекли девушку на славу: ее привязали к огромному кругу, которое катилось за кулисы - за горизонт этого времени - в будущее. На протяжении спектакля актриса танцевала воспалительный крестьянский танец. Он был несколько необычным, с неким еврейским привкусом (а голоса с девушкой разговаривали на древнееврейском). Итак, это был танец Жанны д'арк - ее жизнь, то, во что она верила. В последней сцене спектакля (после казни) все начинают танцевать этот диковинную танец - люди приняли Жанну, ее канонизировали.

Спектакль режиссеров Семена Певца и Андрея Дежонова имеет врожденную манеру, стиль. Она похожа на город, откуда приехала, - со старинной-аристократическим духом, но с небогатой казной. Здесь не было ставки на яркость костюмов или помпезность декорации: все внешнее настолько удачно обрамляло актера, что зритель был в восторге и невольно отдавал всю заслугу актерской игре. Но на сцене играло все - был настоящий театр. Шоу отдыхало.