Танцевали они, а лучшими оказались мы

Во времена "великой и сильной страны под названием СССР" любили находить города-побратимы в других странах. Французским побратимом Киева считалось город Бордо. Сегодня традиция побратимства несколько забылся, но приезд в Киев Балета Оперы Бордо подсознательно ставил на чаше сравнения наш балет и труппу бывшего "нашего французского близнеца". В Оперном театре прошло четыре вечера гастролеров (с 7 по 10 февраля), посвященные Сержу Лифарю и Марису Петипа. И вывод крутился на устах у зрителей: наш балет все таки лучше.

Балет Оперы Бордо взял на себя исполнение заветной мечты Сержа Лифаря - показать в родном городе лучшие постановки, которые выдающийся балетмейстер совершил уже на французской сцене. Киевляне смогли увидеть три балетмейстрерськи шедевры Лифаря. Среди них поставлена в 1935 году новаторская спектакль "Икар" по мотивам древнегреческой легенды на "ритмы" Лифаря в шумовой обработке Сифера и Онеггера и концертный номер "Прелюдия к "Писляполуденного отдыха фавна" на музыку Клода Дебюсси по версии Вацлава Нижинского. А также жемчужина европейской хореографии "Сюита в белом" композитора Эдуарда Лало, рожденная в 1943 году на сцене легендарного парижского "Гранд Опера". Почти сорок танцоров балета Оперы Бордо во главе с учеником Сержа Лифаря Шарлем Жюдом доносили киевлянам первозданность новаторской хореографии Лифаря, с которой по сути питается и сегодняшний французский балет, в частности модерн Мориса Бежара, который также был учеником украинца.

Среди четырех вечеров "затисався" вечер, посвященный балетмейстеру Марису Петипа - другая культура, другая хореография. Но увлекшись данью Сержу Лифарю, танцовщики из Бордо "перенесли" хореографию 30-40-х годов в балеты, которые требуют знания другой школы - Петипа, Петербург, начало ХХстолиття. Поэтому, фрагменты из балетов Минкуса ("Пахита", "Дон Кихот"), Чайковского ("Лебединое озеро", "Щелкунчик") и Глазунова ("Раймонда") сразу "обнажили" балет Бордо. Вот здесь у балерин и "вылезли": ломаность рук, "перкособоченность" тел, приземленнисть и корявость форм, неустойчивость позы. А через это не могло возникнуть и техничность, и, тем более, красота, которая бы способствовала восхищению. Однако солистки уже намуштрували себя на добротную "отвертку" с десяток фуэте (но к коронных тридцати двух никто из них не решился). Мужская часть балета не вызвала у зрителя откровенной критики и выглядела более выгодно. Сразу ощутилось, что в балете Бордо доминирует мужская культура (которая опять же сохраняет традиции Сержа Лифаря).

Графиня Лиллан д'Аллєфельд, жена Сержа Лифаря, также приехала в Киев. И для нее этот проект - презентация программы из спектаклей ее мужа в Киеве - имеет большое значение. Она даже проявила готовность отдать постановки выдающегося Мастера (а их более двухсот) в руки украинским современным балетмейстерам, но при условии сохранения истинного оригинальности хореографии. Думаю, что балеты Сержа Лифаря в исполнении балета Национальной оперы Украины им. Тараса Шевченко получат дополнительную течение успеха. Не знаю, или в Париж наш балет дотягивает, но что мы не собратья бордовцям - это уж точно.