ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ

Воскресенье за неделю перед Пасхой называется "Вербным", "шутковой" или "квитной", а неделю перед этим - "вербным воскресеньем".
В Вербный неделюпо народным верованиям, нельзя сеять коноплю и овощей, потому что "будет ликовате, как ива". Не сеяли некогда и свеклы, потому что "будут горькие".

В Вербное воскресенье святят иву. ВербаПод церковь заранее навозил много ивовых ветвей. Утром на Богослужение сходятся все - старые и малые, - потому что "грех не пойти к церкви, как святят иву". Когда заканчивается служба и священник оросит ветки святой водой, то дети - наперебой - стараются как можно быстрее достать иву и тут же проглотить ее по несколько "котиков" - "чтобы горло не болело". Обычай святить иву очень старый, потому что уже в "Изборнику" (1073 год) упоминается "Праздьникь вьрбьньи". Вспоминает об иве и Даниил Паломник (1095-1108), что посетил Єрусалим и там видел "древие много по брегу Иорданову превьисоко, яко вербие есть и подобно". То были пальмы, что напомнили нашему земляку родное черниговское "вербие".

Как уже упоминалось, был некогда на Украине обычай носить святую иву из церкви к церкви. Это делалось не только в субботу, и в воскресенье. Так, в Харькове, в Вербное воскресенье ученики вместе с воспитателями и учителями торжественно несли святую иву от городской приходской церкви Святого Дмитрия к "колегиюму". А в слободе Котельва, Ахтырского уезда, народ, во главе с духовенством, ежегодно носил иву от Троицкой церкви к Преображенской. Некогда хозяева, возвращаясь из церкви с освященной вербой, в дом не заходили, а сразу же сажали на огороде по несколько веток или - если было около - то в поле"чтобы росла на славу Богу, а нам, людям, на потребление"; а остаток, несли к дому и ставили на красном углу под святыми образами. Если, войдя в дом, кого заставали, что проспал заутреню, то били такого освященной вербой, приговаривая:
Не я бью - верба бьет,
За неделю Пасха,
Недалеко красное яичко!

Молодые ребята и девушки дрались освященной вербой еще и круг церкви, и дорогой, как шли домой; а сражаясь, приговаривали:
Будь большой, как ива,
А здоровый, как вода,
А богатый, как земля!

В Галичине приговаривали так:
Шутка бьет - не я бью,
Отныне за неделю
Будет у нас Пасха!

Освященная верба пользуется большим уважением среди нашего народа. "Грех ногами топтать святую иву", а потому даже самое мелкое ветки, если оно осталось после освящения, жгли на огне, чтобы, не дай Бог, под ноги не попало.
Свяченой иве приписывается магическая сила. Как впервые весной выгоняют скот на пастбище, то очень освященной вербой - "чтобы нечисть не цеплялась к животным". Более того, выбрасывают ветки освященной вербы на улицу во время града - "чтобы град остановился". Ива имеет большое значение в народной медицине. Когда болеют люди или животные, то знахари варят святую иву вместе с целебными травами и поят тем' варевом больного человека или животного - в полной надежде, что "поможет ". Виваром освященной вербы мочат голову и этим лечатся от боли. Лечатся освященной вербой и от лихорадки и ревматизма, сбивают ней горячку.
Толченые листья с ивы кладут на раны, а горшку, настоянную на ее письме, пьют против желудочных захворувань. Ива имеет большое значение и в научной медицине Вот как пишет об этом Юрий Липа в книге "Лекарства под ногами": "Кора ивы в легких напарах прдаеться в ревматических болезнях суставов и болях мышц. Лучше всего пить ее в мишанци, и то на протяжении многих недель. Отвары из коры давать надо в лихорадочных состояниях и лихорадке, связанных с увеличенной нервностью. Главный складней мировой славы счета на нервы "Пасифлерин", рядом пасифлери - это кора белой ивы".
Рядом такого уважения к ивы и веры в ее лечебную силу странно звучит народная леаенда о козью иву - один из видов ивы. Леаенда говорит, что козья ива проклята Богом за то, что из нее делались гвозди для креста, на котором распяли Спасителя: "за это ее черви точат". Кроме того, по народному верованию, в сухой иве сидит черт; отсюда и пословица: "Влюбился, как черт в сухую иву!" Козья ива часто встречается на Украине, особенно в лесах и на левадах. Ее характеризуют короткие и широкие листья, а также грубые "базоки" или "котики".До горы
Олекса Воропай. "Обычаи нашего народа".