Живопись философского происхождения

Постмодернистский изобразительное искусство можно воспринимать на чувственном уровне (нравится - не нравится), а можно - и на философском: пытаться понять нечто. Но тогда посетителю выставки Александра Дубовика придется быть объектом пристального внимания сторожа, или же на несколько дней стать "неотъемлемым элементом" Национального музея Украины, где проходит персональная выставка одного из ярких представителей постмодернизма. Александр Дубовик - это "живописный Пифагор", который через математику хочет изобразить весь мир. Точнее, через геометрию - ведь его картины большой частью заполнены различными геометрическими фигурами (правильной и неправильной формы), из которых и выстраивается целостный образ.

Дубовик - больше философ, чем рассказчик. И его произведения (плюс опыт живого общения) дают основание считать его - скорее теоретиком, чем практиком (да и на открытии прозвучало, что он все рисует и рисует, а выставки организует его жена). И действительно, лучше ему рисовать, чем даже говорить: ораторских способностей он, честно говоря, не обнаруживает и говорит "на удивление просто и понятно". Вот отрывок из текста, который был обнародован Александром Дубовиком на вручении ему Нобелевской премии в 1991 году: "... Всем, наверное, известно, что искусство - это вироджена октопотентна сущность, которая виртуально осуществляет себя в гипотомному мире через составляющую целостность, что достигается через переходную фазу, которая представляет собой изотопы, что будучи квадро-потентними, ведут себя почти полностью как три-потентни сущности, то есть, как частицы, а не как вещи...). В общем, этой фразой Дубовик озвучил секрет своего творчества. Проще говоря, искусство - это мир, где изображаемые вещи проявляют себя в трех плоскостях. Первая - это то, что представляет себе художник, когда рисует. Вторая - что видит зритель. И третий уровень - тайна истинная сущность, и, что может открыться (а может и нет) только через некоторое время, то есть, "что же на самом деле изображено на картине".

При всем своем символизме художник имеет постоянные "опознавательные фишки". 1)Дубовик делит пространство. Картины четко разграничены на верхнюю и нижнюю часть (и если сверху - минимум деталей и изображения масштабное, то снизу - максимум и все скудное, когда же низ - тяжелый и темный, то верх - светлый и яркий). 2)Художник любит графику. Картины часто-густо "клейменых" треугольниками, квадратами, четырехугольниками, полосами и другими фигурами. 3)И наконец, Александр Дубовик прорывается в другое пространство. Почти на всех его полотнах есть магический круг, такое себе, глаз, что с его слов символизирует проход в другое бытие ( ему так хочется верить, что оно существует.").

Знаете, на что похожа живописная техника Дубовика? - На сон (кажется, он и сам это признал, нарисовав "Сон"). В его полотнах много видишь, через них попадаешь в самую гущу событий, а логическую рассказ затем составить трудно: только некоторые отрывки и общее ощущение."...Если что и можно познать, то не найдутся способные это сделать. Если же найдутся способны познавать, - это знание невозможно передать" (мнение Гория, некогда упомянутая Александром Дубовиком на международной конференции, посвященной роли постмодернизма). Вот тебе и на: начали с живописи - закончили философией. Но на это и стоит рассчитывать, когда имеешь дело с Дубовиком.